Вначале о «других случаях». Авторы, что поэффектнее, у коих тиражики больш-меньш ничо, они пыжатся, что мол, писать надо лучшее, тогда и плакать не будете, а будете колесить по пампасам и красно-черную икорку из банки ладошкой лузгать. По-моему мнению, это у них временное помутненье. Ибо, во-первых, и у них тоже лямзят. И в приличном количестве. И здесь даже осудить лямзящих труднее, ибо лямзить у богатого гораздо менее обременительно для совести, чем у бедного – робингудство, оно всегда в цене. Так что, если б не было пиратства, или оно имело приемлемый уровень, то икра б у «больших пысмэнныкив» была б все ж значно жирнее. Потому как, очень наивно думать, что когда рядом имеется бесплатно, и тут же платно, нынешний читач, вовсе не миллионер Корейка, будет тратить кровные на скачивание в благородно-законопослушном ЛитРесе. И с чего кто-то думает, что когда читач тот прочтет текст и проникнется его качеством, он застыдится и понесется к книгопродавцу? По второму разу сейчас мало что читается – Информационный Взрыв на дворе. Каждый год только фантастики одной под тыщу романов выплескивается, да еще переводы с западного языка, да еще рассказики с повестями. В книгопаде том утопнуть – раз плюнуть, куда уж тут перечитывать, ухватить бы хоть что-то. Так что гарантированно не купят, разве что чудаки какие-то. Ну, так чудачества разные бывают, и фасон именно на книго-сборку даже менее распространен, чем собирание металлолома.
Конечно, ёжику дикобразному понятно, что нельзя понимать так, что если сто тыщ скачиваний романа произошло, то кабы не пиратствования, тогда бы сто тыщ книженций было бы куплено. Если какой книго-производственник так лапоче, его надо сразу под белы рученьки и в поликлинику, для опытов. Из тех ста тысяч дай Макаронный Монстр, чтобы хоть одна тыща чего-то почитала. Понимать надо так, что просто лежит на дороге бесхозное добро; бредет человек – о, монетка! – наклонился, подобрал, авось пригодится, чай места не занимает, а сундук компьютерный – в нем до хрена умещается.
Еще надо признать, не все читачи доросли еще до электро-книжулек, да и технология уже ничего, но все ж не полная имитация. Вот когда производственники докумекают, чтобы еще при нажатье сенсора, шелестенье страничек фонило, тогда уж сказке книжной совсем конец. И вот тогда даже успешные пысмэнныки начнут слезу пускать, или, уж совсем наивные, думать-гадать, чего ж я такое не дорабатываю, почему ранее тиражи – О!, а ныне – о!
И вот значит, поясним, почему ж автор средних масштабов тиражей все же плачет, и почему он прав, а вот не прав тот читач-умник, который рад радешенек и придерживается мысле-волны, что мол, раз плачет – значит, неумеха, бумагомаратель, а раз не плачет – значит, перьеносец-мяка. И, мол, ежели все те бумагомарщики быстрее того, то бишь, пойдут дворниками и уборщицами, то лучшее и светлее будет на книжных полках.
Так вот. Во-первых, не факт, что на полках книго-магазинных будет не столь жуткая толкотня. Одну-вторую книженцию человек осилит сотворить и по ночам, помимо вкалывания на буржуинов в дневное время. Кроме того, есть категория авторов, коих создатель мира Макаронный Монср наградил бешеным здоровьем и жуткой энергией, и таковые будут много лет по три-четыре часа спать и строчить в свободное от буржуинства время без продыху.
Да, кстати. Вначале следует все ж опровергнуть давно утвердившийся миф, о том, что авторы откопали некое Эльдорадо и в икорно-красных морях делают куп-куп ежесуточно. Автор, да не покажется это странным, в среднем, получает за свой труд довольно скромное вознаграждение. Существует жуткое количество видов труда, где платят гораздо больше, причем при существенной экономии, как нервной, так и физической энергии. Обычно, если к бумагомаранию относишься серьезно, оно выпивает все время в сутках до капли, да еще и добавки просит. Так что обычно, автора толкает на подвижки именно жажда творчества как такового, а вовсе не Золотой Телец. В него верится иногда поначалу, да и то, он видится лишь приложениям к другим атрибутам – медным трубам, лику в ТВ-ящике, цветам с барышнями и ужинам с олигархами. У людей с устойчивой психикой эти розовости быстро мутнеют и остается только жажда: сделать вот это, ибо я хочу этим донести то-то и то-то.
Перейдем все же к пиратствованию. Пират, он чем руководствуется. Я мол, Робин-Бобин-Гуд. Почему это буржуйское государство заставляет меня покупать знания за мои кровные? Знания – оно для всего людства. Вот я свои мысли в ЖЖ за так выкладываю, а почему буржуй-автор должен от меня благородного отличаться и за свои эманации мозговые получать? Они – эманации – они вовсе из космоса. Ему повезло впитать, пусть забесплатно и делится. Нече, мол… Ну, в таком роде.
Начнем с простого. Автор, не машина, хотя и та требует смазки и электричества на потребу. Автор – сапиенс двуногий, хоть и сидит. Он конечно может некое время кушать мало, или вовсе без оного. Романы щас некоторые пишут за месяц и за полтора, а человеческое создание может и сорок дней без корочки хлеба не помереть. Так что справится. Правда, если еще присовокупить время на рассмотрение рукописи, да на отсылку гонорара, то сорока суток может не хватить. Сэкономит капитализма издательская на гонорарах, стало быть.
Или еще. Эти сапиенсы-авторы, они чего надумали. Они, значит, вместо того, чтобы только забесплатно читачам плясать и развлекать, они еще женами обзавелись, (или мужьями, коль уродились с другим полом). Мало того, что отвлекаются на пастельные прелести, вместо служения перу с чернилами, так еще и – гады эдакие – размножаются. А сапиенсы-детишки, тем еще, негодникам, памперсы подавай, да молоко. Какого рожна, авторы?! Совесть потеряли?! Срочно детишек как котяток с Му-Му утопить, а женам пендаля. Строчите нам романы, мы будем их почитывать по дороге, в метро, а потом какашки мазать – как плохенько вы справились с делом. Вам космос озаренья за так дает, так что лунным светом и питайтися.
Горе с этими писателями. Радовались бы потешные, что их еще листают, да в электронных библиотеках воруют, а они, понимаешь, еще и денег требуют. Это другой всякий труд должен оплачиваться. Игра в офисе на компе в крестики-нолики, чесание языком за чайком с шефом – это – да! Это ж труд. Я ж, понимаете, к этим крестикам-нуликам полтора часа в метро сплю, а автору, противному мальчишке, ему два шага от раскладушечки и – Оппа! – уже связь космическая и нейроны затикали. Платить ему не хрен вовсе. Жуль Верну не платят он, и ничо, снова и снова публикуют, да на полки громоздят.
*
Фух! На сем император Грапуприс Тридцать Первый пока доклад закончил. Ждите продолжки. И разрешите упасть.
*